
Отрасль международного банковского дела переживает трансформацию, поскольку набирающая обороты группа цифровых банков без физических отделений, известных как необанки, активно осваивает пространство виртуальных операторов мобильной связи (MVNO). Этот стратегический шаг происходит на фоне перестройки цепочек создания стоимости в мобильной индустрии, где операторы и финтех-компании ищут новые точки соприкосновения. Появление таких технологий, как eSIM, а также развитие готовых платформ MVNE/MVNO значительно снизили барьеры для входа на этот рынок. Тем не менее, достижение коммерческой жизнеспособности и операционной эффективности в данной сфере остается крайне сложной задачей, о чем свидетельствуют аналитики GlobalData, издатели Retail Banker International.
Традиционные банки и крупные розничные сети давно используют базовые предоплаченные мобильные предложения для расширения клиентских отношений и монетизации существующих каналов дистрибуции. Однако для необанков подход существенно отличается. Им нужна не просто возможность мобильных платежей, а полноценная финансовая платформа, ориентированная на мобильные технологии. Она должна тесно интегрировать управление счетами через приложения с сопутствующими цифровыми сервисами – будь то путешествия, программы лояльности или платежи. Таким образом, мобильная связь становится еще одним рычагом кросс-продаж в едином клиентском предложении, формируя целостную экосистему.
Когда все эти элементы эффективно согласованы, возникают кумулятивные преимущества. Среди них – встроенная клиентская база, интегрированное через приложение управление многочисленными сервисами, механики лояльности, основанные на данных, и бонусы, привязанные к платежам. Этот «гирляндный» подход, связывающий различные услуги в единую систему, способен значительно ускорить привлечение клиентов и углубить их удержание. Подобные стратегии потенциально представляют более прямую конкурентную угрозу для доходов телекоммуникационных компаний от мобильной связи, чем деятельность традиционных розничных MVNO, которые в основном полагаются на физическую дистрибуцию и базовые предоплаченные предложения.
Однако традиционным операторам не следует рассматривать эту тенденцию исключительно как подрывную. Крупные игроки уже адаптировались к меняющейся динамике рынка, используя повсеместное распространение eSIM для запуска международных роуминговых и ориентированных на путешествия цифровых брендов. Примерами могут служить Orange Travel, eSimFLAG и Vodafone Travel eSIM, которые демонстрируют новые пути получения дохода за пределами основной услуги связи. Для действующих телекоммуникационных компаний партнерство, модели оптовых MVNE и целенаправленные цифровые ответвления предлагают прагматичные ответы на зарождающуюся конкуренцию со стороны необанков.
Несмотря на растущий интерес, убедительные доказательства масштабной миграции мобильных клиентов к MVNO необанков пока отсутствуют. Несколько факторов ограничивают группу успешных участников рынка. Среди них – необходимость в значительном существующем цифровом охвате, монетизируемом вовлечении клиентов, а также экспертные знания в области предоставления мобильных услуг и соблюдения регуляторных требований. Иными словами, техническая осуществимость пока опережает надежную коммерческую валидацию. Тем не менее, отдельные, хорошо капитализированные необанки с сильными пользовательскими базами и зрелыми продуктовыми экосистемами будут пилотировать и масштабировать свои предложения MVNO. Однако повсеместное нарушение доходов операторов связи маловероятно без более четких доказательств устойчивой миграции мобильных клиентов и монетизации со стороны этих новых необанков.