Бюджет Великобритании 2025: аналитики о налогах, инвестициях и перспективах



Осенью 2025 года правительство Великобритании представило проект бюджета, который, по его словам, призван поддержать работающие домохозяйства и британский бизнес. Однако критики немедленно указали, что он предусматривает рост налогов на £26 млрд и нарушение предвыборных обещаний. Многие ключевые положения бюджета просочились в СМИ заранее, предоставив отраслевым экспертам время для подготовки своих комментариев.

Значительное внимание экспертов привлекли изменения на рынке недвижимости. Дэниел Остин, генеральный директор и соучредитель ASK Partners, полагает, что налог на элитную недвижимость, или Mansion Tax, вероятно, снизит спрос на дорогостоящие объекты, особенно вблизи порога в £2 млн. Это может привести к давлению на цены и замедлению роста в верхнем сегменте рынка, при этом основная нагрузка ляжет на домохозяйства с высоким уровнем активов, но ограниченными денежными средствами, особенно в таких высокодоходных районах, как Лондон. Разочарование вызывает и отсутствие реформы гербового сбора, который остается одним из главных препятствий для мобильности на рынке. Ванн Фогстад, основатель и генеральный директор COHO, а также Саиф Дерзи, основатель Property Buyers Today, предупреждают, что повышение налога на доходы от недвижимости на 2% к апрелю 2027 года приведет к росту арендной платы и может заставить арендодателей продавать свои объекты, что в конечном итоге ударит по арендаторам. Эксперты отмечают, что особо пострадают владельцы многоквартирных домов (HMOs), которые часто предоставляют жилье людям с более низким доходом.

Сокращение лимитов по ISA (Individual Savings Accounts) вызывает обеспокоенность. Дэниел Остин называет это «нежелательным поворотом событий», поскольку Cash ISAs являются ключевым инструментом для накопления первоначального взноса, а снижение лимита усложнит процесс. Брайан Бирнс, глава отдела личных финансов Moneybox, отмечает, что многие вкладчики Cash ISAs превысят новый лимит, а Джейсон Уайт, эксперт по финансовым услугам PA Consulting, добавляет, что это решение призвано «направить вкладчиков к долгосрочным инвестициям, а не к недвижимости или наличным». Ожидается, что Lifetime ISAs будут отменены в 2026 году и заменены более простым продуктом, ориентированным на покупателей первого жилья, что вызывает беспокойство у Сары Коулз и Хелен Моррисси из Hargreaves Lansdown относительно будущих пенсионных накоплений, особенно для самозанятых. В противовес этим изменениям, HSBC UK объявил о выделении более £11 млрд на поддержку бизнеса и домохозяйств, включая £5 млрд на кредитование малых и средних предприятий и увеличение кэшбэка для покупателей первого жилья.

В целом, для бизнеса бюджет не принес значительного облегчения. Дерек Райан, управляющий директор Bibby Financial Services, выразил «огромное разочарование» из-за отсутствия конкретной поддержки малых и средних предприятий (SME), указывая на то, что инфляция и рост операционных расходов остаются главной проблемой для двух третей таких компаний. Майк Баррингтон, старший юрист Charles Russell Speechlys, отметил, что бюджет «ужесточает налоговый ландшафт для инвесторов и предпринимателей», ссылаясь на сокращение льгот по налогу на прирост капитала, повышение ставок налога на дивиденды и продление заморозки порогов подоходного налога. Эти меры могут заставить многих пересмотреть планы преемственности и сроки сделок. Азимхон Аскаров и Эдвардс Маргевичс, со-генеральные директора CONCRYT, предупреждают, что рост налогов на богатство и активы может привести к «оттоку» капитала и расходов за границу, что заставит британские компании активнее выходить на международные рынки. Они также выражают обеспокоенность по поводу негативного влияния на технологический сектор, опасаясь, что инновации будут рождаться в Великобритании, но масштабироваться за ее пределами.

Ингрид Макклив, партнер и налоговый специалист DMH Stallard, сообщила, что налог на доходы от дивидендов и сбережений увеличится на 2%, однако подчеркнула отсутствие национального страхования на эти виды доходов. Чарльз Рэдклифф, основатель EasyAutofill, посетовал на упущенную возможность ввести «налог на доходы от ИИ», который мог бы переложить налоговую нагрузку с работающих людей на автоматизированные системы. Он также предложил ввести «минимальную заработную плату для труда роботов». Джо Льюис, партнер Gardner Leader, прогнозирует усиление контроля со стороны HMRC и более тщательные проверки в условиях ограниченных возможностей канцлера по повышению налоговых ставок.

Некоторые аспекты бюджета все же были восприняты позитивно. Пол Нобл, генеральный директор Chetwood Bank, Грегори Маршат, партнер Forvis Mazars, и Мэтт Бритцман, старший аналитик по акциям Hargreaves Lansdown, высоко оценили решение не вводить новые сборы и регуляторное бремя для банковского сектора, что способствует стабильности и сохраняет привлекательность Великобритании для международных финансовых институтов. Фред Сонея, соучредитель Haatch, похвалил правительство за увеличение лимитов EIS (Enterprise Investment Scheme) и инициативу VentureLink, направленную на привлечение частных инвестиций из пенсионных фондов в британский бизнес. Он также отметил позитивные изменения в схеме стимулирования управления предприятиями (EMI) и отсутствие «налога на богатство», что важно для технологического сектора.

Однако Грег Кокс, соучредитель и генеральный директор Quint Group, считает, что бюджет, несмотря на заявления о поддержке инноваций и работающих людей, является «скрытым налогом на рост», оказывающим давление на британский бизнес и инвестиции. Ли Холмс, генеральный директор INFINOX, прогнозирует, что структурно более высокая налоговая среда приведет к ужесточению внутренней ликвидности, но также стимулирует рост интереса к глобальной диверсификации и хеджированию валютных рисков. Брэндон Тилл, глава отдела бизнес-решений Soldo, предупреждает о новых трудностях для бизнеса, связанных с повышением минимальной заработной платы и изменениями в пенсионных отчислениях, призывая к более «умному» управлению расходами. Врун Модгилл, генеральный директор Sokin, считает шаги по стимулированию финтех-экосистемы лишь «отправной точкой» и призывает ускорить консультации по поддержке масштабируемых компаний.

Наконец, Марк Ачесон, специалист по глобальному благосостоянию Utmost Wealth Solutions, рассматривает некоторые меры как признание того, что прошлогодние изменения режима налогообложения нерезидентов зашли слишком далеко, и их цель – остановить отток состоятельных лиц из страны. Однако он ставит под сомнение эффективность этих мер в восстановлении доверия среди нерезидентов, учитывая общий рост налоговой нагрузки.

Таким образом, бюджет 2025 года в Великобритании представляет собой сложный набор мер, балансирующих между заявленной поддержкой населения и бизнеса, и значительным увеличением налогового бремени. Его долгосрочные последствия для инвестиционного климата, рынка недвижимости и финансового сектора станут предметом пристального внимания в ближайшие годы.

Еще от автора

Банки АТР завершают подачу заявок на премию RBI Asia Trailblazer Awards 2026

Thredd и Visa расширяют облачную инфраструктуру для глобальных платежей